Результативность методической работы
На базе ГАУ ДПО "Институт развития образования Иркутской области" с 22 по 24 июня 2022 г.прошла Летняя школа "Трансфер образовательных технологий: от науки к реальной практике в дошкольном образовании". В ходе Летней школы более 100 участников - педагогов дошкольных образовательных организаций, - включались в обсуждение актуальных проблем дошкольного образования, в совместное проектирование новых практик.
Между участниками состоялась дискуссия "Парадигма участия или "голос ребенка": как его услышать?", обсуждались вопросы, связанные с организацией деятельности в группах раннего возраста.
Уделялось внимание теме неформального образования. В течение всего времени работали мастерские, на которых педагоги разбирали практики внедрения и реализации технологий, методы работы с детьми.
В треке "Мастерская реализация ПООП "Вдохновение" прошли мероприятия по следующим темам:
- Развитие детской инициативы посредством Детского совета
- Реализия принципов, технологий ООП ДО "Вдохновение" при тесном взаимодействии педагогов-специалистов
- Разновозрастная группа детей в детском саду - возможности для реализации принципа индивидуализации детей
- Предметно-пространственная среда "Вдохновения", располагающая к творческой и познаавательной деятельности, стимулирующая детей к субъектной позиции
В роли приглашенных спикеров выступили:
Федосова И.Е., директор АНО ДПО "НИКО", член координационной группы по вопросам дошкольного образования Министерства просвещения РФ, соавтор ООП ДО "Вдохновение"
Свирская Л.В., к.п.н., ведущий эксперт АНО ДПО "НИКО"
Зайцева О.Ю.,доцент, к.пс.н., зав. кафедрой педагогики и психологии дошкольного образования института ФГБОУ "ИГУ"
Воротникова О.В., руководитель центра дошкольного образования АНО ДПО "НИКО", эксперт по оценке качества ДО
Цель конкурса являлось выявление и распространение лучших образцов инновационного опыта педагогических работников Нижнеилимского района. Конкурс проводился по 4 номинациям:
- "Лучшая методическая разработка занятия, реализуемая в рамках освоения ООП"
- "Лучшая методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности"
- "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов/методических рекомендаций"
- "Лучшая методическая разработка индивидуальной образовательной программы педагога с учетом требований Профессионального стандарта"
В номинации "Лучшая методическая разработка занятия, реализуемая в рамках освоения основной общеообразовательной программы" я представила занятие по познавательному развитию для детей средней группы "Что мы знаем об огурце". По результатам конкурса получен диплом победителя, занявшего I место.
Одна из первостепенных задач ФГОС ДО - развитие нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одаренных, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей, посещающих детские сады.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества, изобретательности, развития мышления у детей является ТРИЗ. Эту технологию можно применять не только для развития творческого воображения, но и как инструмент стимулирования диалектического мышления, увидеть многоранность окружающего мира, его противоречивость и закономерности развития.
Немаловажную роль в развитии детей играет развивающая предметно-пространственная среда. На заседании проблемной группы педагогов мною был представлен видеоролик "Центр ТРИЗайца как способ внедрения методического комплекса "Я познаю мир" в образовательный процесс"
Развитие дошкольного образования во многом зависит от кадрового потенциала. Требования к профессиональным навыкам и трудовым действиям изложены в нормативных актах. Аналаиз данных нормативных актов показывает, что повышение уровня профессиональной компетентности педагогов предусматривает внедрение в процесс повышения квалификации интерактивных методов.
Однако педагогами часто упоминаются эти методы в контексте с информационными технологиями, работой с интерактивной доской, с мультимедийной презентацией. Педагоги подразумевают использование интерактивных методов в качестве игрового, развлекательного аспекта.
В психолого-педгогических исследованиях интерактивные методы - это методы, позволяющие участникам находиться в режиме беседы, диалога с компьютером и человеком, где происходит взаимодействие с учебной средой.
Среди интерактивных технологий можно выделить метод интеллект-карт. На семинаре педагоги знакомились с преимуществом данного метода, с алгоритмом составления карты. В практической части семинара педагоги самостоятельно составляли карты к занятиям по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.
С интеллект картами можно работать не только на бумаге, но и в режиме онлайн.Специализированные инструменты откроют гораздо болльше возможностей. Это:
Конкурс проводился в рамках реализации Стратегии развития информационоого общества РФ и с целью популяризации инновационной образовательной деятельности педагогов. Организатором конкурса выступил Институт развития образования Иркутской области.
В настоящее время личный сайт педагога можно рассматривать не только как презентационную площадку, но и как полноценный действенный инструмент для взаимодействия всех участников образовательного процесса.
С 1 февраля по 25 апреля 2021 г. АНО ДПО "Байкальский гуманитарный институт практической психологии" и ИРО Всероссийская общественная организация "Воспитатели России" организовал и провел конкурс среди педагогов дошкольных образовательных организаций Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края для определения победителей и лауреатов премии "Байкальская нерпа". Конкурс проводился в два этапа. Участники заочного этапа представляли вниманию компетентного жюри следующие материалы:
- эссе "Моя профессия - мой выбор"
- видеофрагмент педагогического мероприятия с детьми и технологическая карта занятия
- презентация опыта работы с родителями
Участники, набравшие по подсчетам наибольшее количество баллов, стали финалистами. В финале в формате онлайн я представляла свой творческо-педагогический проект "Этапы становления инновационной деятельности педагога по внедрению методического комплекса Т.А. Сидорчук "Я познаю мир". В ходе защиты проекта мною был представлен опыт работы по внедрению методов и приемов ТРИЗ-ОТСМ-технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
По итогам конкурса я стала победителем в персональной номинации начальника управления образования администрации муниципального образования г. Северобайкальск Платоновой Галины Петровны
"ВЫСОКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"
трансляция, очный этап и награждение победителей и лауреатов конкурса
4 февраля прошел семинар-практикум для педагогов МДОУ "ДС" Лесная сказка" по теме" Проектирование образовательного процесса с помощью кейс-методов ". Целью семинара являлось знакомство педагогов с применением кейс-методов в разных видах детской деятельности деятельности.
Кейс - это метод, который выступает как способ коллективного обучения, где дети взаимно обмениваются информацией и пробуют самостоятельно решить проблемы.
На семинаре были раскрыты :
- суть кейс-методов
- роль кейсов в образовании
- методы кейсов
- виды кейсов
- этапы технологической карты деятельности по кейс-методу
В практической части семинара педагоги, разделившись на две команды, самостоятельно проектировали технологические карты по кейс-методу. Первая команда обсуждала кейс-фото "Мальчик не ест суп", вторая команда проектировала карту с учетом кейс-стади "Разговор по телефону".
Стоит отметить, что главное предназначение кейс-методов является развитие способности детей анализировать разные проблемы и находить решения.
Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. Непрерывность профессионального развития педагогов является одним из основных требований к кадровым условиям реализации ООП согласно ФГОСДО, Недостаточный уровень мотивации и психологической готовности педагогов к внедрению педагогических технологий привел к составлению проекта "Педагог-мастер".
В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы - взрослые, ограждаем детей от них, не давая им возможеости самостоятельно полумать, поэкспериментировать, и, наконец, самим справиться с проблемой..
Почему так происходит? С одной стороны, из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребёнка. С другой стороны, мы все чаще сталкиваемся со скованностью детского мышления, стремлением мыслить поо готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети боятся ошибиться при выполнении какого-то задания. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах. Дети привыкают просить помощи, подсказки от вщрослых, вырастают не готовыми к реалиями жизни.
В нашем саду прошел семинар по теме "Технология проблемного обучения как средство развития ребёнка". В ходе совместной деятельности педагоги узнали историю возникновения теории проблемного обучения, обсудили некоторые проблемные ситуации. В практической части семинара педагоги рассмотрели мотивационные этапы занятий сдетьми дошкольного возраста с целью наличия или отсутствия проблемных ситуаций. Разделившись на две группы, воспитатели самостоятельно составляли технологические карты занятий с использованием проблемных ситуаций.
Подводя итог семинара, модно сделаиь выводы:
- можно и нужно учить детей правильно, организованно мыслить
- ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать
- никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить
Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он сам может додуматься. Дайте возможность каждому ребёнку сделать свое маленькое открытие!
Поделиться с друзьями: