Зачем отгадывают и загадывают загадки? Потому что детям нравится раскрывать тайны! Это факт!. А еще они любят запоминать услышанное, а потом проверять друг друга.
Как обычно знакомятся с загадками? Взрослый прочитывает детям новую загадку; как правило, самый сообразительный ребенок догадывается, каков ответ. Остальные дети слушают и запоминают. Когда эту же загадку загадывают через некоторое время тем же детям, то мы видим "лес рук". Но если копнуть глубже, то такое "знание" загадок и, соответстенно, умение вспоминать нужную отгадку - это просто навык запоминания. Мышление в этом случае не работает.
Гораздо полезнее учить составлять загадки самому. Сделать это совсем нетрудно, даже с 5-летними детьми. Почему? Потому что замечательные авторы ТРИЗ-технологии Т.А. Сидорчук и А.А. Нестеренко придумали для составления загадок самими детьми простые и действенные алгоритмы. Чтобы придумать загадку:
- придумать, о каком объекте (предмете) будет загадка
- выделить у этого объекта основные свойства
- к каждому свойству подобрать объект, который обладает этим же свойством
Иными словами, записать схематично признаки (каждый признак обозначается определенной карточкой-символом), опираясь на таблицу. Например, загадка про котенка:
Какой? | Что бывает таким же? |
ласковый | солнышко |
теплый | свитер |
усатый | сом |
Теперь добавляем слова-связки и получаем загадку:
Ласковый, но не солнышко
Теплый, но не свитер
Усатый, но не сом
Не беда, если загадка не складывается в стихотворение. Прозаические загадки-рассказы тоже очень интересны, необычны, такие загадки нигде не встретишь! А самое гавное, что самостоятельное составление загадок является мощнейшим средством развития у детей речевого творчества!
Изучая с детьми тему "Осень, какая ты?", мы вместе с ребятами составили 3 загадки
Какой? | Что бывает таким же? |
холодный | лед |
падающий вниз | парашют |
овальный | кончик ватной палочки |
Холодный, но не лед,
Падающий вниз, но не парашют,
Овальный, но не кончик ватной палочки
Какой? |
Что бывает таким же? |
полукруглый | чашка |
имеющий ручку | дверь |
разноцветный | радуга |
Полукруглый, но не чашка,
Имеющий ручку, но не дверь,
Разноцветный, но не радуга
Какой? | Что бывает таким же? |
висящий на дереве | шишка |
легкий | бумажная салфетка |
Шуршащий, но не тетрадный лист
Висящий на дереве, но не шишка
Легкий, но не бумажная салфетка
А вы, уважаемые родители, отгадали наши загадки?